УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование выбора направления

деятельности

 

ТЕМА: «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языка

           и литературы  СШ №16

паветы Ильича

                    Советско-Гаванского района

   Хабаровского края

                                         Шевчук Наталья Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Заветы Ильича

2003 год

 

 

Современное образование требует от школы сохранить физическое и психическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере, на наш взгляд, ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащегося адекватную самооценку. Почему?

Если в классе учатся 25-30 детей, то, разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать. И это при условии, что дети весь урок поднимали руку, и учитель спросил каждого, если его внимание «не оттягивали» самые активные, всегда правильно отвечающие дети. Таков самый простой арифметический расчет.

Теперь вспомним об атмосфере в классе. Еще в 10-х годах прошлого уже столетия Н.К. Крупская писала:  «В современной школе все направлено на то,  чтобы разделить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения совместных усилий, ученикам не дают…». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но не вместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого. Даже если учитель и пробует организовать диалог между учащимися, чаще всего ребенок обращается к своему товарищу через учителя: «Я считаю, что Коля прав» или «Он допустил ошибку», - вместо того чтобы обратиться к Коле и сказать ему: «Я с тобой согласен» или «Ты ошибся».

Уверена, что все наши дети знают, как надо общаться. Точно так же, как и все учителя знают: для того, чтобы знания стали навыками, необходимы время и тренировка. Когда и где знания о том, как надо общаться, могут перерасти в навыки? На уроке? Нет. Ни времени не хватает, ни возможности взаимного общения мы детям не даем. На перемене? Нет.  Дети хотят отдохнуть, «выпустить» не растраченную на уроке энергию. После уроков? Тоже нет.  Большинство детей расходятся по домам, где они зачастую все так же находятся в одиночестве. Вот и не формируются коммуникативные навыки,  вот и не могут дети найти  «общий язык» во время игры, соревнований, праздников.

При этом учителя часто жалуются на плохо развитую речь учащихся, а ведь чаще и дольше всего на уроке говорит сам учитель: он объясняет, спрашивает, дает задание, он проверяет и оценивает.

А теперь вспомните, легко ли удержаться от разговоров нам самим, когда мы собираемся на педсоветы, совещания? Ведь рядом сидит подруга, и впереди, и сзади. У нас нет возможности общаться друг с другом на уроках и переменах.  И что бы не хотели донести до нас выступающие, нам очень трудно удержаться от общения. А ведь в классе ребенок находится точно в такой же ситуации: кругом друзья, а общаться нельзя.

Нельзя, если только учитель не использует на уроке активные формы обучения. Вот тогда в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.

Если, например, дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе, проявляются эмоциональные и деловые лидеры, отвергнутые, ведущие и ведомые – всё, что даже опытный учитель не может увидеть, когда каждый ученик работает за себя, сидит из урока в урок, изо дня в день, из года в год, в буквальном смысле уставившись в спину друг другу.

При организации урока с активными формами обучения, на мой взгляд, дети научатся взаимодействовать друг с другом, они смогут менять свою статусную роль, у них появится умение рефлексировать, а учитель поможет им сформировать адекватную самооценку, развить интерес и желание учиться. И вот тогда можно будет сохранить здоровье детей, сформировать у них навыки сотрудничества, научить делать аргументированный выбор.

А именно эти качества присуще самоактуализирующейся личности.