Отключить рекламу
Создать сайт
Урок по истории России в 9 классе

Урок по истории России в 9 классе

 

Тема. Социально-экономическое развитие СССР в 1945 – 1953гг.

 

Технологическая карта

 

 

Тема урока

 

Социально-экономическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока

1. Дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за весь военный период; рассмотреть различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики; выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития, определить причины бедственного положения в с/х после войны.

2. Способствовать осознанию нравственного долга перед поколением тех лет; развивать способность вживаться в роль другого человека, понять мотивы его действий и поступков.

3. Отработка умений рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами и учебником, использовать знания, полученные в результате чтения художественной литературы.

Личностно-значимая проблема

Самоотверженный, упорный труд человека – условие любой прогрессивной преобразовательной деятельности

 

 

План урока

1.      Экономические последствия войны.

2.      Экономические дискуссии.

3.      Восстановление и развитие промышленности.

4.      Восстановление и развитие с/х.

5.      Уровень жизни народа: как его оценить?

Тип урока

Урок изучения нового материала

Основные понятия и термины

Репарации, репатриация, «холодная война».

 

Приёмы деятельности учителя

Проблемное изложение, персонификация, рассуждение, образное повествование

 

 

Источники информации

Данилов А.А. История государства и народов России. XX век. – М. – 2002. §41, репродукции картин

 

 

Т.Н.Яблонской «Хлеб», К.Ф.Юона «Утро индустриальной Москвы», В.Г.Распутин «Уроки французского» (отрывки из повести)

 

Комментарии к технологической карте

Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

Словарная работа.

 

Репарации – возмещение государством, совершившим агрессию, материального ущерба государству, оказавшемуся жертвой нападения.

Репатриация – возвращение на родину военнопленных и гражданских лицказавшихся за её пределами.

 

Послевоенные годы – это история жизни ушедших и ныне живущих поколений наших соотечественников. Поэтому она касается всех и каждого. Это история и наших с вами родных тоже. Они делали историю, создавали ценности, многими из которых мы пользуемся сегодня. 1945 год… К мирной жизни не вернулось почти 27 миллионов человек. У кого-то погиб отец, муж, сын. У кого-то – вся семья. Как вы думаете, на что были направлены мысли, чувства, желания людей? Вот что писал в своих фронтовых письмах Ю.В.Никулин: «Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то всё остальное как-нибудь преодолеем».

А преодолевать было что…

Работа по первому пункту плана. Рабочая тетрадь, с.86 №1.

Вопросы:

 

Работа по второму пункту плана. Проблемное изложение.

 

Н.А.Вознесенский

И.В.Сталин

  • Опыт НЭПа
  • Свободная торговля продукцией с/х
  • Акционирование промышленного производства
  • Ликвидация колхозов
  • Регионам – больше прав
  • Продолжение предвоенного курса
  • Сверхцентрализация в планировании и управлении экономикой
  • 1952 год – «Экономические проблемы социализма в СССР»
  • Тяжёлая промышленность!

                       

 

 

 

 

 Вопросы.

Оцените альтернативные позиции.

Кто был прав и почему? Ответ аргументируйте.

Чем, по-вашему, можно объяснить победу сторонников возврата к довоенной модели экономического развития?

Попытайтесь поставить себя на место Сталина. Можно ли понять мотивы его действий?

 

Самостоятельная работа по вариантам.

 

Восстановление и развитие промышленности

Восстановление и развитие с/х

  1. Назовите приоритетные отрасли промышленности.
  2. Каковы главные источники подъёма промышленного производства.
  3. Перечислите итоги четвёртой пятилетки.
  4. сделайте оценочный вывод о восстановлении и развитии промышленности в послевоенные годы.

1.Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства после войны.

2. Что ещё больше ухудшило положение деревни?

3. Каковы итоги восстановления с/х?

4. Сделайте оценочный вывод о восстановлении и развитии с/х в послевоенные годы.

 

Индивидуальное задание – «Уроки французского».

 

Проверка усвоения материала учащимися.

Уровень жизни народа: как его оценить?

 

Итак, страна возрождалась колоссальными усилиями её жителей и их созидательным трудом. А после рабочего дня люди стояли в очередях за билетами в кинотеатры, стремились учиться и приносить пользу обществу. Каков же был репертуар кинотеатров послевоенного периода?

·        «Небесный тихоход» (1945)

·        «Беспокойное хозяйство» (1945)

·        «Кубанские казаки» (1945)

·        «Повесть о настоящем человеке» (1948)

Самый популярный фильм  того времени  - «Кубанские казаки» - сказка. Все фрукты – муляжи, артисты голодные. Но людям хотелось, чтобы было изобилие, и все в это верили.

1947 год. В СССР ещё не отменили карточки, а в Париже Кристиан Диор устраивает переворот – «сияющая роскошь на фоне экономических трудностей». Новая коллекция одежды! Как вы думаете, могло ли что-либо подобное иметь место у нас?

Да! Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту разрабатывал коллекции женской, мужской и детской одежды. В 1946 году вышли 2 журнала мод тиражом 2000 экземпляров. Не так уж и мало для первого послевоенного года.

Да, уровень жизни действительно был очень низким средняя зарплата – 500 рублей (анализ таблицы).

Но люди согласны были терпеть всё, лишь бы не было войны! С 1947 по 1954 год произошло 7 снижений розничных цен. А как радовалась каждая семья, когда получала новую квартиру! Кстати, у нас в Совгавани в 1949 году было построено первое каменное здание СШ №1 – УПК, в 1952 году вступил в строй колбасный завод, в 1955 году – открыто автобусное движение.

Давайте подумаем, в чём проявился позитивный опыт, накопленный поколениями тех лет?

Какие качества, ярко выраженные черты присущи послевоенному поколению?

Какие из них вы считаете необходимыми для совершенствования современного общества?

Какие отвергаете?

Вы познакомились с фактами созидательного труда наших соотечественников. Этим можно гордиться. Подумайте, какую роль в решении сегодняшних  проблем нашего города вы отводите себе?

 

Домашнее задание.

1.      Прочитать параграф и ответить на вопросы с.298

2.      Придумать рассказ от имени очевидца тех событий (рабочего, колхозника, интеллигента и т.д.)

 

 

Вопросы для проверочной работы.

 

  1. Война нанесла тяжёлый удар по экономике СССР, однако самыми тяжёлыми были людские потери. (да)
  2. Возрождение разорённой экономики начиналось сразу по мере освобождения родной земли. (да)
  3. В вышедшей в 1952 году работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» отстаивались идеи свободной торговли продукцией сельского хозяйства. (нет)
  4. Четвёртый пятилетний план был принят в 1945 году. (нет)
  5. Одним из главных источников подъёма промышленного производства было перекачивание новых средств из деревни. (да)
  6. Репарации – это возвращение на Родину военнопленных. (нет)
  7. После войны был взят курс на завершение строительства социализма и построение коммунизма. (да)
  8. Несмотря на жестокий голод в стране, поставки зерна дружественным странам не прекратились, а даже возросли. (да)
  9. Крестьяне получали пенсии и другие социальные выплаты так же, как и горожане. (нет)
  10.  В 1952 году зерновая проблема в СССР была полностью и окончательно  решена. (нет)

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz