УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание системы работы по теме:

 

«Создание условий для развития

самоактуализирующейся личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языка

           и литературы  СШ №16

п.Заветы Ильича

                    Советско-Гаванского района

   Хабаровского края

                                         Шевчук Наталья Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Заветы Ильича

2003 год

 

Что есть человек? Каково его предназначение? Что есть я? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый. Я.А. Каменский утверждал: «Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение. Семена образования, добродетели и благочестия заложены в человеке от природы». Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо взращивать, выяснять то, что он имеет заложенным в самом себе.

            В современном мире в системе гуманистических ценностей человек занимает, на мой взгляд, главное место. Такое понимание я нахожу и в философии экзистенциалистов. Для представителей этого направления человек всегда находится в становлении, всегда отвечает за то, что он с собою сделал, его свобода и ответственность за себя не имеет границ. В их представлении, человек – не объект управления, а сознательный субъект, для которого главным аспектом человеческой деятельности является выбор. Поскольку для представителей этого направления результатом образования является самостоятельная человеческая личность, они мало заинтересованы в простой передаче знаний. Меня, как и экзистенциалистов, больше интересует, какую роль данные знания или представления играют в конкретном индивидуальном существовании, потому что «у каждого человека свои природные координаты».

 

            Исходный пункт для экзистенциалистов – «субъективность индивида».

 

            Экзистенциалисты считают, что знание не имеет смысла вне значимости его для человека. Отсюда образование – это процесс развития самоактуализирующихся личностей, поэтому организация педагогического процесса не должна создавать атмосферы принуждения, предписания, обучающиеся должны иметь право сами выбирать и созидать свою природу. По мнению А.Камю, «… рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется стать человеком».

            Что значит «стать человеком»? В психологии разработкой этой проблемы занимался А. Маслоу – один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США. По мнению А. Маслоу, если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовывать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень самообразования, достигает вершины «самоактуализации».

            Актуальны как никогда сегодня и присущие  «самоактуализирующейся личности» особенности:

            1) полное принятие реальности и комфортное отношение  к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

            2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

            3) профессиональная увлеченность любым делом, ориентацию на задачу, на дело;

            4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

            5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

            6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

            7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);

            8) спонтанность, естественность поведения;

            9) юмор;

            10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

            11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

            В педагогике, на мой взгляд, развитию самоактуализирующейся личности служит деятельностная теория А.Н. Леонтьева и С.П. Рубинштейна, помогающая реализовать такое воззрение. Они сформулировали важнейшее понятие деятельности как специфической формы общественно-исторического бытия человека, формы историко-культурного творчества,

 

в которой наиболее полно выражается сущность человека. А.Н. Леонтьев и С.П. Рубинштейн выдвинули фундаментальное положение о соединении психической и практической деятельности человека, наконец, они обосновали структуру деятельности: потребность – мотив – задача – средства – действия – операция.

            Работы представителей деятельностной теории позволили  мне понять процесс обучения прежде всего как деятельность обучающихся и обучающих и усиление роли обучающихся (учеников) в процессе обучения.

            Использование в педагогической практике активных форм обучения позволяет развить у детей навык взаимодействия друг с другом, умение рефлексировать, адекватную самооценку, интерес  и желание учиться, делать аргументированный вывод, т.е. основные особенности самоактуализирующейся личности.

            В педагогической практике используются различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и учителям, заниматься обучением отстающих, рецензировать ответы товарищей; объяснять более слабым ученикам непонятные места.

            Последнее время об активных и интерактивных методиках говорится очень много, но не всегда учителя, да и преподаватели системы повышения квалификации понимают, что стоит за этим термином. Сегодня на эту тему практически нет научной литературы, а отдельные подходы к методике преподавания по крупицам рассыпаны в отдельных статьях без систематизации и обобщения. В качестве совета организаторам конкурса следует заметить, что в названии номинации лучше использовать слова «стратегии» или «методики», но никак не «формы». Практика показывает, что не все игры или групповые формы работы являются активными или интерактивными.

            Под активной методикой в данном случае понимается не только проведение ролевых игр, организация дебатов, дискуссии, работа в группах и т.п., но и интересная лекция, проблемный семинар, работа с понятиями и многое другое, что сейчас зачастую относят к традиционной педагогике. Между тем активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности учащихся, в их включенности в процесс образования. Именно об этом говорил великий русский писатель и классик мировой литературы Л.Н. Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью». Все стратегии, используемые преподавателем в классе, можно условно разделить на три основные категории: пассивные, активные и интерактивные. В активных стратегиях преподаватель остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем происходит в ходе совместного обсуждения. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно проведение занятия или проекта.

            При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у школьников появляются дополнительные источники информации к книги, словари, энциклопедии, сборники законов. Они также обращаются к социальному опыту к своему и своих товарищей, при этом общаются друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы. При этом важно, чтобы в группе работали все, не было подавления инициативы или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между

 

заданиями для групп существовало взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга.

            При использовании активных стратегий обучения меняется и схема взаимоотношений учитель  - ученик. Это уже не наставник и обучающийся, а партнер – партнер.

            Хотелось бы остановиться на некоторых активных стратегиях, которые я использую в своей практике. Это, прежде всего, литературные уроки-диспуты в старших классах. Но начинаю эту форму урока применять с пятого класса.

            Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся, что и определяет роль такой формы работы, как диспут, в структуре занятия по литературе в старших классах. По сути дела, диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно-эстетические ценности, он заставляет молодого человека активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически.

            Иными словами, диспут – наиболее развернутая устная форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Не обязательно каждый урок проводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии, умело направляемого спора.

            Легко понять, что обсуждение произведений современной литературы, не имеющих традиций критического рассмотрения, задевающих самые заветные струны сердца юного читателя, представляет весьма удачное «поле» для применения такого активного средства коллективного анализа самостоятельно прочитанных произведений, как диспут.

            Например, в 9-ом классе я провожу своеобразный урок-спор о герое «Нравственный идеал писателя в комедии «Горе от ума»» (Ваше отношение к Чацкому. Безупречен ли он? Что такое идеал и достоин ли этого определения герой Грибоедова? Ум и счастье: какая между ними связь? Кто счастлив в комедии Грибоедова?), спор о герое современной литературы с чтением и анализом ее избранных страниц («Герой нашего времени на страницах любимых книг»);

            в 10-ом классе – урок-спор внеклассного чтения «Особенный человек в литературе наших дней» (Нужны ли нам Рахметовы? Каков он, сегодняшний «особенный человек»? В чем он повторяет героя Чернышевского и чем отличен от него?).

            Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.

            Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, перед его участниками проблем, поскольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Тема диспута должна стать личностно значимой для каждого учащегося, без чего вряд ли можно говорить о формировании убеждений. Именно поэтому часто избираю темы, предложенные учащимися. Например, «Кто он, где он, Человек с большой буквы?», «мой современник в жизни и литературе»  и другие.

            Активность учащихся на обычном уроке вызывает острая постановка вопросов, их проблемность. Например, на уроке по рассказу В. Распутина «Уроки французского» оживление вызвали следующие мои вопросы:

-         Как вы относитесь к непедагогическому поступку учительницы? Каковы ее мотивы?

-         Почему эпиграфом к уроку избраны такие слова В. Распутина: «Еще в детстве мы находим тот родник, испив из которого однажды, мы получаем запас живой воды навсегда»?

Диспут позволяет обратить внимание всех учащихся на такие детали рассказа,  которые при самостоятельном чтении оказались подчас незамеченными («мальчик Володя так горд, что это даже удивляет. В этом, мне кажется, сказывается деревенское и даже, навер-

 

ное, сибирское воспитание», «Он всего достигал трудом. Даже в «порочной игре» он тренировался. Он и в деревне тренировался и в игре в бабки», «Он набирал игрой только рубль (на молоко от малокровия)», «Лидия Михайловна не только учительница французского языка, она замечает разбитое лицо ученика, она внимательна и добра» и др.).

            И выводы были сделаны шире конкретного содержания рассказа («Истинное добро на то оно и добро, чтобы быть бескорыстным», «Распутин отдал поклон учителю, давшему ему уроки нравственной доброты»).

            Занимаются дети на уроках литературы и составлением коллажей. Например, в 11-ом классе учащиеся составили коллаж по стихам А. Блока о любви «Предчувствую Тебя…», «Вхожу в темные храмы», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На железной дороге» и др.

   Необычная роль заинтриговывает будущих участников игры, но, быстро освоившись в нестандартной ситуации, уверенно чувствуют себя в предложенных обстоятельствах. Учащиеся начинают игровой диалог:

- Господа прилагательные, позвольте задать вам несколько вопросов. Каково ваше общее грамматическое задание?

                                          

- Господа прилагательные, каких вопросов о себе вы не услышали?

- О чем вы сами спросили бы себя?

Импровизируя, учащиеся задают неожиданные, интересные вопросы.

На развитие креативности работают и такие приемы как «эпиграф», «погружение», «лови ошибку», «цель и цели» и другие.

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученику пока неизвестной, темой урока. Например, на уроке изучения правописания -ться и –тся в глаголах можно записать известную фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться», а на уроке по теме «Словообразование» г. Сапгира:

Чудак-математик

В Германии жил.

Он булку и масло

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

Меня не пугает, если сначала приходится выслушивать самые разнообразные версии того, как эти строчки соотносятся с уроком русского языка.

С удовольствием погружаются учащиеся в выполнение и таких заданий: «Какое задание ты придумал бы, чтобы ученики убедились в том, что указательные местоимения действительно изменяются именно так, как сформулировано в правиле?»

На рефлексивном этапе урока уместны «эссе», «синквейн».

«Эссе». Это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает мне как учителю, представление о восприятии темы школьниками.

«Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.

Предмет:

Такой разнообразный,

Определит, опишет, даст им меня.

О, существительное, ты – основа нашей речи!

Ты – суть…

С большим удовольствием создают дети на уроках русского языка и ассоциативные рисунки, способствующие быстрому запоминанию правила. Например, созданный ребятами «Мальчик с молоточком» помогает выбрать, какую гласную надо писать в суффиксах и

 

окончаниях существительных, прилагательных, наречий. Молоточек – это ударение, основание молоточка – буква о. Если ударение падает на суффикс или окончание, с молоточка «спрыгивает» буква о.

На уроках русского языка возможность выработки прочных орфографических навыков с учетом индивидуальных способностей ребят дает методика взаимного тренажера.

В V классе в начале года я работала с учениками по данной методике в парах постоянного состава. Каждый ребенок получает тренажную карточку. По сигналу ученики, выполняющие I вариант, рассказывают о правописании своих слов ребятам, выполняющим II вариант; те проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки и выставляют оценку в карточку учета. Затем отвечает ученик, выполняющий II вариант, в его карточку учета тоже выставляется оценка. Эти карточки ученики хранят в учебнике русского языка.

 

Индивидуальный учет знаний

по тренажным карточкам

Тема: «Имя прилагательное»

 

№ карточки

Оценка

Кто проверял

1

5

Мокан Илья

2

5

Вэлиулин Слава

3

4

Бочкарева Катя

4

5

Новикова Таня

5

4

Леонтьева Маша

 

После того как все номера карточек с заданием по данной теме пройдены, карточка учета сдается учителю, который может проверить любой вопрос и в случае совпадения оценки выставить средний балл в журнале.

В V классе при разбивке материала на блоки были составлены следующие группы карточек по темам: «Фонетика» (10 карточек), «Словообразование» (12), «Имя существительное» (14), «Имя прилагательное» (8), «Глагол» (12), «Повторение» (10).

Например, по теме «Фонетика» были составлены карточки на правописание звонких и глухих согласных, на обозначение мягкости согласных с помощь ь, на правописание безударных гласных. Образец тренажерной карточки (лицевая и обратная сторона):

 

Фонетика

      №1

р…кий

га…кий

ху…кий

у…кий

гла…ь

ре…кий

сне..

 

робкий (робок)

гладкий (гладок)

хрупкий (хрупок)

узкий (узок)

гладь (гладить)

редкий (редок)

снег (снега)

 
 

 

 


  

 

 

 

 

 

 

           

 

Подобные карточки позволяют охватить большой объем слов на данное правило, что позволяет и выработать прочные орфографические ошибки, и расширить словарный запас учащихся.

           

 

 

 

В VI классе я работаю по методике взаимного тренажа в парах сменного состава. После того как ребята, сидящие за одной партой, прокомментируют друг другу свои карточки и выставят оценки, они обмениваются карточками и переходят в новую пару.

            Работа в парах сменного состава по методике взаимного тренажа способствует укреплению в детях тех личностных качеств, которые создают необходимые предпосылки для успешной учебной деятельности. Настороженный, робкий неуспевающий ученик в роли «учителя» от занятия к занятию приобретает все большую уверенность в себе, что меняет его отношение к собственной деятельности. Всему этому способствуют реальные сдвиги в самом процессе усвоения.

   Можно еще долго перечислять проблемы, методы, формы, которыми я пользуюсь в своей педагогической деятельности, чтобы пробудить учащихся желание творить, выдумывать, пробовать, ошибаться, чтобы влюбить учащихся в предметы, которые я преподаю. Если ребенок любит предмет, если он почувствовал, что у него получается, то, мне кажется, появляется естественное желание расширить и углубить свои знания.

Мои воспитанники смелы в суждениях, не боятся оспорить учителя. Принципы преподавания, которых придерживаюсь я, позволяют решить один из самых «больных» вопросов любого образовательного учреждения – вопрос неуспеваемости учащихся. Среди моих учеников неуспевающих нет. Их отличает от других детей прежде всего раскрепощенность, умение отстаивать свою точку зрения, способность адекватно оценивать свою работу, коммуникабельность, широта знаний, стремление к творчеству.

Мы в ответе за тех, кого обучаем. За тех, кому жить в XXI веке и возрождать былые традиции, культуру, планету.

Дети сегодня – самоспасение человечества или его отсроченное убийство. Чтобы не случилось последнего, каждый учитель должен помнить, что все в мире начинается с любви. С любви к себе, к детям, к своей профессии. Ребенок должен идти на урок и знать: я нужен и интересен моему учителю и моим друзьям.

Поэтому моя стратегия по отношению к ученику:

- прими все, что есть в ребенке;

- предложи им свою любовь, но не свои мысли;

- ты можешь попытаться стать как они, но не пытайся сделать их такими, как ты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

      Урок литературы в 6-ом классе

Бедный Маленький Мук

            (анализ сказки В.  Гауфа «Маленький Мук»)

 

 

Цель данного урока -  проанализировать сказку В. Гауфа «Маленький Мук» как «сказку для взрослых». С этой целью класс разбит на три группы.

Вопросы для первой группы

Сказка В. Гауфа «Маленький Мук» построена по принципу кольцевой композиции. С какой целью писатель показывает Мука глазами детей? Как вели себя дети по отношению к карлику? Почему история Маленького Мука изложена устами отца мальчика? За что, по мнению отца, Маленький Мук достоин уважения?

Примерные ответы

Дети часто бывают жестоки к человеческому уродству, к тому человеку, кто не таков, как все. Писатель, таким образом, хочет показать всю неприглядность подобного поведения. Отец мальчика сначала наказал сына (причем тот прекрасно понимал, что наказан за дело),а затем объяснил ему, почему Маленький Мук достоин уважения, рассказав его историю. Отец сказал, что Маленький Мук слишком много страдал, и поэтому его надо уважать. Заметим, что сам отец обращался с Муком, как положено обращаться со старшим: «Отец проводил его до порога, почтительно поддерживая под руку, и низко поклонился ему на прощание». Этот эпизод поучителен и для родителей. Своим поведением они подают пример детям. В воспитании они не должны ограничиваться наказаниями, детям необходимо объяснять, как надо себя вести и почему, разговаривать с ними и убеждать их. Финал сказки говорит, что назидательный рассказ отца принес свои плоды: «Я передал все это другим мальчишкам и не один из нас никогда больше не смеялся над карликом. Напротив, мы его очень уважали и так низко кланялись ему на улице, словно он был начальник города или главный судья».

Вопросы для второй группы

Итак, Маленький Мук много страдал. Каковы же были эти страдания? Какие испытания выпали на долю Маленького Мука?

Примерные ответы

Маленький мук был наказан самой судьбой:  он постоянно становился жертвой жестокости, жадности, вероломства, зависти со стороны кошек, госпожи Ахавзи, приближенных короля и самого короля. Учащиеся приводят примеры и объясняют смысл слов «жадность», «зависть», «вероломство».

По словарю С.И. Ожегова, значение существительного «вероломство» объясняется через значение прилагательного  «вероломный», - «коварный, действующий путем обмана, измены» значение существительного «жадность» - через значение прилагательного «жадный» «1. неудержимый в стремлении удовлетворить какое-нибудь желание, слишком падкий на что-нибудь; 2. скупой, корыстолюбивый». Зависть – это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Вопросы для третьей группы

Не был ли Маленький мук от части сам источником собственных страданий? На протяжении сказки автор несколько раз повторяет, что Маленький мук ищет счастье. В чем он видел счастье? Каким образом пытался его добиться? Нашел ли он в жизни то, что искал?

Примерные ответы

Для Маленького Мука счастье состояло прежде всего в достатке, спокойной жизни, в любви и уважении окружающих. Для этого, считал Мук, прежде всего нужны были деньги, и, когда деньги появились, он попытался ими купить расположение людей. К чему это привело? У него появились завистливые враги, а Мук оказался в темнице. И что бы обрести

 

свободу, Муку пришлось отдать все, что у него было:  волшебную тросточку и чудесные туфли.

Судьба помогла Муку дважды: собачка указала, как пользоваться тросточкой и туфлями, а ягоды помогли поквитаться, может быть несколько жестоко, с королем. Поэтому Мук все-таки вернулся домой и теперь живет в относительном покое и достатке. А туфли и тросточка остались у него, потому, что это было единственное, что ему досталось за работу у госпожи Ахавзи. Лишь заработанное честным трудом останется с тобой, а душевный мир ты обретешь в родном доме, когда вернешься, поглядев на мир, говорит Гауф. Вероятно, Маленький Мук по-своему счастлив.

В конце урока дети показывают собственные иллюстрации к сказкам Гауфа и пересказывают те фрагменты, которые они изобразили на рисунках. Из детских рисунков составляется выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Урок литературы в 6-ом классе

 

ТЕМА: Блаженства и Радости в жизни каждого из нас.

(По пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»)

 

Задача данного урока состоит в том, чтобы передать учащимся мысль М. Метерлинка об истинных и ложных наслаждениях в человеческой жизни. Поэтому класс разделен на две группы. Первая группа учащихся работает над вопросами, связанными с  «самыми тучными земными Блаженствами». Как убрана и освещена зала, в которой пируют Блаженства? Как ведут себя сами Блаженства за пиршественным столом? Почему Душа Света называет их «плохо воспитанными пошляками»? Перечислите эти Блаженства и поясните их смысл. Почему нельзя есть, и пить вместе с ними? Какими они становятся в свете алмаза?

Примерные  ответы группы: учащиеся отмечают  избыточную роскошь убранства залы: гирлянды цветов, рога изобилия, вазы, статуи, роскошный стол, «заставленный канделябрами, хрусталем, золотыми и серебряными блюдами с дивными яствами», костюмы из бархата и парчи, венцы, украшенные жемчугами и драгоценными камнями, тяжелые пурпурные занавесы на золотых шнурах. Всего этого так много, что в соединении с «тяжелым красным светом, заливающим сцену» и «пошлой, бравурной, грубой музыкой с преобладанием медных инструментов» обстановка залы оскорбляет тонкий вкус. Она может нравится только таким же пошлякам, как пирующие Блаженства, которые «едят, пьют, поют, орут» среди этой роскоши и вся жизнь которых определяется словами: «Надо пить, надо есть, надо спать». В этом и состоит понятие «пошлость». Кроме того мечты об ином счастье Блаженствам недоступны: «Синяя птица?.. Погодите… По-моему, она не съедобна…она здесь не очень высоко ценится…». Что же это за Блаженства? Это Блаженство Быть Богатым, Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утопленного Тщеславия (можно пояснить: тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию), Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь жажды, Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Ничего Не Знать, Блаженство Ничего Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать, Блаженство Спать Больше, Чем Нужно, и, наконец, Утробный Смех. Все эти Блаженства (дети поясняют смысл каждого) Метерлинк считает измененными, так как стремление к богатству, собственности, славе, излишествам, любовь к невежеству, умение отстраниться от каких-либо проблем, лень – все это развращает человека. Соприкоснувшийся с этими Блаженствами, вкусивший их становится слабым, привыкает и живет уже по их законам. Недаром Душа света запрещает Тильтилю есть что-либо в гостях у Блаженств. Запрещая попробовать даже чудесные пирожные, Душа света говорит: «Они вредны – они расслабляют волю».

Около тучных Блаженств  крутится и Утробный Смех.  Действительно, кто может смеяться сытым, самодовольным смехом?  Только тот, кто изведал подобные Блаженства.

Когда Тильтиль поворачивает алмаз, обнажается сущность Тучных Блаженств. Они становятся отвратительными: нагими, дряблыми, жалкими, безобразными.

Внешняя красота, прикрывающая истинную суть, слетает с них. Они бегут в Пещеру несчастий, пытаясь найти там укрытие. К несчастью приводит жизнь тех, кто все свое благополучие строит на стремлении к богатству, славе и тому подобному, считает писатель. Придет день, который сорвет золотую шелуху, и человек увидит иллюзорность своих стремлений.

Вторая группа учащихся работает над вопросами: К чему же должен стремиться человек? Что в этом мире незыблемо? Какие Блаженства не боятся света алмаза? Примерные ответы: это Блаженства, о существовании которых человек часто не задумывается, гоняясь за Тучными Блаженствами, как не задумывался о них и Тильтиль, пока Душа Света не показала их ему. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом,  Блаженство

 

Любить Родителей, Блаженства Голубого Неба, Блаженства Леса, Блаженства Солнечных Дней, Блаженство Весны, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды, Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Очага, Блаженство Невинных Мыслей,  Блаженство Бегать По Росе Босиком. А рядом с этими Блаженствами живут великие радости: Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завершенного Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Созерцать Прекрасное, Великая Радость Любить, Радость Материнской Любви. Все эти радости прекрасны. Особенно трогательно описывает Метерлинк Радость Материнской Любви:

«Тильтиль. Удивительно! Я и не знал, что ты так богата… Где же ты прятала это платье?.. Не в том ли шкафу, ключ от которого у отца?..

Материнская Любовь. Нет, нет, оно всегда на мне, но только ее не видно, оттого, что с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть…Все матери богаты, если они любят своих детей… Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых… Их любовь неизменно пребывает прекраснейшею из всех радостей… Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребенка, стоит ребенку поцеловать их – и се слезы, подступающие к их глазам, превращаются в звезды…»

Общий вопрос для обеих групп: К чему же призывает нас писатель?

Примерные ответы: Пусть перед нашими глазами повернется волшебный  алмаз, и мы увидим те Блаженства и Радости, которыми наполнена наша жизнь и которых мы так часто не замечаем или не желаем замечать. Надо жить не тем, что преходяще, а тем, что вечно и прекрасно.

В конце урока или в качестве домашнего задания можно предложить детям написать небольшую работу: «Самое Большое Блаженство Моей Жизни» или «Блаженства, Живущие В Нашем Доме». Кроме того, дома дети читают фрагменты из пятого и шестого действий пьесы (учебник, с. 119-129).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Второстепенные члены предложения

Определение

 

Цели урока:

а) Познавательные:

-   ознакомить учащихся с определением – одним из видов второстепенных членов предложения:

б) Практические:

-   разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

-   начать формировать умение находить определение в предложении, вставить к ним вопросы;

-   начать формирование умения графически обозначать определения.

Ход урока:

I.      Оргмомент.

II.   Диктант с грамматическим заданием.

1.    Вечерний лес еще не спит.

2.    Чернеют прибрежные ивы.

3.    Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках.

4.    Меж высоких и прямых стволов сто ворот зовут под хвойный кров.

Задание:

- найти и графически обозначить главные члены предложения;

- поставить вопросы к второстепенным членам третьего предложения.

К какому из названных второстепенных членов можно поставить вопрос каких?

III. Введение в тему.

- Объявление и запись темы Второстепенные члены предложения. Определение на доске и в тетрадях.

IV. Объяснение нового материала.

1.            Чтение вслух текста упр.246.

2.            Поведение беседы по тексту с использованием вопросов заданий к упр.246.

- Есть ли в тексте описание каких-либо предметов? Каких?

- Какие слова помогают описать эти предметы?

- На какой вопрос эти слова отвечают?

- Являются ли эти слова главными членами предложения? Какими они являются?

х

 
- Выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы, по образцу: стебелечек тоненький.

- Как бы вы назвали слова-члены предложения, которые обозначают признак предмета?

- Какой частью речи они выражены?

3. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? и выражен именем прилагательным.

4. Анализ текста в рамке.

- Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника.

- Ответы на вопросы:

1) Есть ли в тексте новая для вас информация?

2) Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике?

- Воспроизведение текста 1-2 учебниками. Приведение собственных примеров.

 

V. Начало формирования умений.

1. Работа над материалами в упр.247 с целью выработки алгоритма нахождения определения в предложении обучение графическому обозначению определения.

   - Чтение текста вслух.

   - самостоятельная выработка алгоритма нахождения определения в предложении:

   а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет

   б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? Чей?

   в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

   г) Если есть, значит, это определение.

   - Списывание текста. Формирования умения находить и графически обозначать определения по алгоритму.

   2. Выполнение упражнений.

   1) Упр.248. Нахождение определений с опорой на алгоритм. Выписывание определений по образцу, их графическое обозначение.  

   2) Упр.249. творческое списывание умения самостоятельно подбирать определение к опорным словам, графически обозначать связь определений с другими членами предложения.

   3) Диктант с грамматическим заданием.

   1. Поздней осенью поля опять зеленеют.

   2. Наверху слышен журавлиный крик.

   3. Снежные горы похожи на волны.

   4. Над долиной спустились темные тучи.

   5. Над дорогой поднималась желтая пыль.

   Задание: найдите и графически обозначьте определения.

   4) Сочинение-миниатюра (описание цветка) по опорным словам по материалу упр.250.

   VI. Подведение итогов урока.

   - Какую новую информацию получили, работая на уроке? Чему научились?

   VII. Домашнее задание.

1.            Вспомнить все, что известно об определении (с.127).

2.            Упр.251.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Буквы е-и в корнях с чередованием

 

   Практические цели урока:

   - развитие умения находить слова с изученной  орфограммой на письме и предвидеть их на слух;

   - развитие умения верно писать слова с изученной орфограммой;

   - формирование умения разграничивать слова с безударными чередующимися гласными е-и в корне и безударными проверяемыми гласными в корне.

  

Ход урока:

I. Оргмомент.

Ответы на возможные вопросы учащихся по домашнему заданию – упр.694.

II. Языковая разминка.

Под диктовку учителя ученики записывают в тетрадях (а один ученик – на доске) следующее предложение:

Необозримое поле блестит мокрой зеленью и расстилается до самого горизонта,  в него упирается линия ярко-зеленой межи.  (Л.Н. Толстой)

- проводится частичный синтаксический разбор записанного предложения с целью объяснения постановки знаков препинания (выделяются грамматические основы);

- в предложении учащиеся находят орфограммы-гласные буквы в корнях с чередованием (блестит, расстилается, упирается), графически объясняют условия выбора е-и; находят слово с непроверяемыми орфограммами-гласными в корне (горизонт), графически обозначают названный вид орфограммы;

- выполняется разбор слова расстилается по составу;

- толкуется значение слова межа (граница земельных участков). В слове межа графически обозначается орфограмма-гласная, проверяемая ударение. Учитель называет проверочное слово (сущ. во мн. ч.): межа – межи.

III. Устный опрос с элементами проверки домашнего упражнения 694.

Вопросы для устного фронтального опроса:

- По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы е-и в корнях с чередованием»? (По безударному положению гласного).

   - В каких известных вам видах орфограмм-гласных букв в корне слова орфограмму-гласную также можно обнаружить с помощью данного опознавательного признака? («Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-», «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) – -рос-».)

   - Назовите условия выбора букв е-и в корнях с чередованием -лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-. Какое из них является основным?

   Назовите условия выбора букв е-и в корнях с чередованием. Какое из условий можно назвать основным? При ответе на этот вопрос используйте примеры из домашнего упражнения?

   - Для глаголов какого вида характерен суффикс -а-? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из домашнего упражнения.

   Учитель: Итак, в своих ответах вы отметили, что основным условием выбора букв е-и в корнях с чередованием является наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

   - Вспомните, какое условие выбора является основным для орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» (Подбор проверочного слова с ударным гласным в корне).

   - Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне? Обоснуйте свой ответ. (Нет, нельзя, так как подбор проверочного слова с ударным гласным – это основное условие выбора другого вида орфограммы – гласной буквы.)

 

   IV. Развитие орфографических умений, сформулированных в практических целях урока.

   а) коллективное выполнение упр.695 – распределительное неосложненное списывание слов с безударными гласными в корне (развиваются умения находить слова с изучаемой орфограммой; разграничивать слова с изучаемой орфограммой и слова с проверяемыми безударными гласными в корне; графически объяснять условия выбора изучаемой и изученных орфограмм);

   б) самостоятельное выполнение упр.695 с последующей проверкой - осложненное списывание предложений, содержащих слова с корнями с чередующимися гласными е-и и а-о и проверяемыми безударными гласными в корне слова (формируются умения верно писать слова с орфограммами чередующимися е-и и а-о в корне слова и проверяемыми безударными гласными в корне слова; графически объяснять условия выбора изучаемой и изученных орфограмм);

   в) объяснительный диктант по тексту упр.356 (формирование умения предвидеть изученные орфограммы в словах при слуховом восприятии текста, а также всех умений, определенных в целях урока).

   V. Подведение итогов урока.

   - От каких условий зависит выбор букв е-и в корнях слов?

   - Почему нельзя использовать проверочные слова при написании слов с чередованием гласных в корне?

   VI. Домашнее задание: упр.698 (сочинение-миниатюра с использованием опорных слов с чередующимися гласными е-и и а-о в корне).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР И.БРОДСКОГО

(лекция для учащихся 11-го класса)

И.БРОДСКИЙ – ПОЭТ, СКАЗАВШИЙ СВОЕ СЛОВО

В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

 

В равновесии души.

А я скажу, что это вздор.

Пошел он с этой целью к черту!

Когда в близи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

И даже если не вблизи,

А вдалеке? И даже если

Сидишь в тепле в удобном кресле,

А кто-нибудь сидит в грязи?

 

Перед нами в этом стихотворении предстает не молодой человек, а зрелый человек с четкой гражданской позицией, для которого цель жизни не спокойствие и душевное равновесие, а вечная борьба, борьба против этого самого успокоения, душевной трусости.

Естественно, чем громче, ярче, убедительнее звучала Муза Бродского, тем подозрительнее относились к нему те, кого Блок в своей пушкинской речи назвал «чиновниками, собирающимися направить поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение».

(Сказать «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор…». Сфера взаимодействия с миром – сфера общественная. Бродский – человек общественный.)

В 1963 году произошли печально известные встречи Н.С. Хрущева с интеллигенцией, на которых интеллигенции было четко указано «ее место».

Получив «зеленый свет», ленинградские власти решили «очистить» город от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. Первый удар затеянного компании пришелся по И. Бродскому. В 1963 году был опубликован  в «Вечернем Ленинграде» фельетон «Окололитературный трутень». «Обличители», страдавшие «хрущевской» слабой памятью, забыли, что поэт в свои 20 с небольшим лет успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. (Зачитать отрывок из статьи стр.142).

В этой статье его обвинили не только в тунеядстве, но и в антисоветской пропаганде, влепив ему в вину фразу из одного стихотворения «Люблю я родину чужую», но такой строки у него никогда не было. Речь шла о стихотворении из цикла «Июльское интермеццо» 1961 года, которое начиналось:

 

Люби проездом родину друзей.

На станциях батоны покупая,

О прожитом бездушно пожалей,

К вагонному окошку прилипая.

Все тот же вальс в провинции звучит, Обратила внимание на молодого поэта Анна Ахматова. Его лирический голос напомнил ей исповедальный стих О.Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки.

 

 

 

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе.

 

Мог ли думать начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?

С каждым новым стихотворением росла популярность Иосифа Бродского.

С 1958-1959 года он много выступал публично -  главным образом студенческих аудиториях.

Успех его выступлений был неизменным и полным. Манера чтения стихов у него была неотразима и воздействовала на слушателей ошеломляющим образом. Картавость, некоторая невнятность произношения, интонационное однообразие зачина забывались немедленно. Чтение Бродским своих стихов было жизнью в стихе. Перед слушателями происходило уникальное и потрясающее явление – абсолютное слияние личности и результатов творчества, казалось бы уже отделившегося от этого личности. Происходил некий обратный процесс – стихи снова воссоединялись с поэтом. Это было проживание в поэзии.

Интенсивность личности и соответствующая манера чтения Бродского иногда определяла и негативное восприятие его стихов даже людьми широкими и понимающими, но ориентированными на иной стиль существования. В 1960 году в Ленинградском Дворце культуры имени А.М. Горького произошел так называемый «поэт турниров», на котором Бродский прочитал стихотворение «Еврейское кладбище».

 

Еврейское кладбище около Ленинграда.

Кривой забор из кривой фанеры.

За кривым забором лежат рядом

Юристы, торговцы, музыканты, революционеры.

Для себя пели

Для себя копили.

Для других умирали.

Но сначала платили налоги, уважали пристава

И в этом мире, безвыходно материальном,

 Толковали Талмуд, оставаясь идеалистами.

Может, видели больше.

А возможно, и верили слепо.

Но учили детей, чтобы были терпимы

И стали упорны.

И не сеяли хлеба

Никогда не сеяли хлеба.

Просто сами ложились

В холодную землю, как зерна.

И на век засыпали.

А потом – их землей засыпали,

Зажигали свечи.

И в день Поминовения

Голодные старики высокими голосами,

Задыхаясь о  холода,

Кричали об успокоении.

И они обретали его.

В виде распада материи.

Ни чего не помня.

Ничего не забывая.

За кривым забором из кривой фанеры

В четырех километрах от кольца трамвая.

 

 

Уже по этому стихотворению можно почувствовать, что стихи Бродского тяготеют к конкретности. И по стилю больше напоминают раздумье в прозе, нежели стихи. Поэт как бы размышляет наедине с собой о бренности человеческого существования, о том, что мы все равны перед смертью, и не важно, кто ты: еврей или русский. Но в то же время в стихотворении проскальзывает нотка горького сожаления: в этом мире безвыходно материальном. Повествуя о минувшем, он не может отрешаться от реального. Этот мир есть, был и будет безвыходно материальным. Несмотря на кажущуюся простоту это стихотворение полно глубокого философского содержания. Перед нами как бы сменяя одну картину за другой движется вся человеческая жизнь, вплоть до смерти в своей неприкрытой наготе. С какой-то ироничной натуралистичностью он говорит о ней:

И они обретали его,

         В виде распада материи.

Эти сравнения Бродского в чем-то напоминают Маяковского с его злою, горькой сатирой.

Большинство зала приняло его прекрасно. А в ответ на возмущение своих немногочисленных оппонентов он прочитал стихотворение с эпиграфом: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено Быку».

 

Каждый пред Богом наг.

Жалок, наг и убог.

В каждой музыке Бах,

В каждом из нас Бог.

Ибо вечность – Богам,

Бренность – удел быков…

И заканчивались эти стихи:

Юродствуй, воруй, молись!

Будь одинок, как перст!..

…Словно быкам - хлыст,

вечен богам крест.

 

Это стихотворение жюри было воспринято как откровенный вызов. Это стихотворение – откровенное и в то же время наивная бунтарством бурлящей молодости. В этом стихотворении Бродский как бы сравнивает участь поэта с участью Бога. Поэт, так же как и Бог одинок как перст и в силу своего таланта, дальновидения поэт, как рентген просвечивает каждого человека. В условиях несвободы он кричал о свободе. Он был мятежником в высоком смысле этого слова. «Независимость – лучшее качество, лучшее слово на всех языках». И эту независимость и поэта и человека он старался всеми гранями своего таланта отстоять. Бешено отстаивая собственную независимость, он отстаивал независимость человека вообще.

 

Другой мечтает жить в глуши,

Бродить в полях и все такое.

Он утверждает: цель в покое

И летит, летит в белесые колонны,

Весна друзей по-прежнему молчит,

Блондинкам улыбаясь благосклонно.

 

А заканчивалось:

 

Так поезжай. Куда? Куда-нибудь.

Скажи себе: с несчастьями дружу я.

Гляди в окно и о себе забудь.

Жалей проездом родину чужую.

 

 

 

Речь идет не о поездках по США и Израилю, а по Советскому Союзу. Все сказанное относится к местности, где родился один из друзей поэта и которую поэт проезжает.

Последняя строка и была страшно искажена.

За Бродским установилась слежка. А  опровержение, саркастическое опровержение публиковать никто не стал. Дело продвигалось к аресту. Но без поддержки Александра Прокофьева – первого секретаря Правления Ленинграда писательской организации поэта арестовывать никто не мог. И тут в дело пустили очередную фальсификацию – Прокофьеву показали очень обидную эпиграмму на него, написанную якобы Бродским.

13 февраля 1964 года Бродского арестовали прямо на улице. Ему не разрешали носить передачи, держали в одиночной камере даже после сердечного приступа. Суд над поэтом был триумфом поэта над своими судьями.

«Я работал. Я поэт!»

«Нам все равно: поэт или не поэт». (Зачитать из № 2 «Невы»  «Дело Бродского») его осудили и этапом отправили в село Норинское Архангельской области, где он провел полтора года, выполняя различную физическую работ, вдали от железной дороги, окруженный болотами и лесами.

Но оптимизм поэта не покидал и в эти годы, когда он был практически выключен из литературного процесса.

 

Это трудное время. Мы должны пережить, пережить эти годы.

С каждым новым страданьем, забывая былые невзгоды.

И встречая, как новость, эти раны и боль поминутно,

Беспокойно вступая в туманное новое утро.

 

Находясь в ссылке, Бродский ощущал поддержку друзей. До него доходили вести о том, что Ахматова, Твардовский, Чуковский, Шостакович, хлопочут о его освобождении.

Благодаря стараниям друзей через полтора года он был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград. Однако издать сборник стихов он не смог: брежневские чиновники от литературы ничем не отличались от хрущевских.

Ярость вызвало у них сообщения о выходе на Западе двух сборников Бродского: «Стихи и поэмы» (1965 год),  «Остановка в пустыне» (1970 год).

Устав быть опальным поэтом (за все время ему удалось напечатать только четыре стихотворения!), Бродский решил уехать за границу. 4 июня 1972 года, уезжая в США, Бродский написал Брежневу письмо. (Зачитать письмо «Нева» № 2, 1989 год).

Ответом было презрительное молчание. В США он являлся профессором ряда американских университетов. Там же вышли и новые сборники его стихов: «В Англии» (1977 год), «Конец прекрасной эпохи» (1977 год), «Римские элегии» (1982 год), в которых он разрабатывает те темы своего творчества, которые были свойственны ему еще в проживании в России. Основная, излюбленная тема его творчества – эта тема родного города, Ленинграда, города, с которым связаны его первые шаги в поэзии, раннее признание в литературных кругах.

Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем его творчестве. Характерно начало «Стансов»:

 

 Ни страны, ни погосты

 Не хочу выбирать,

На Васильевский остров

Я приду умирать.

 

Однако в творчестве зрелых лет, в произведениях, написанных в эмиграции, нередко появляются образы, так или иначе связанные с Ленинградом; сами истоки своей поэзии Бродский возводит к ленинградской природе.

Я родился и вырос в балтийских болотах… (Знамя, 1989 год, апрель, стр.3)

 

 

Нередко ленинградская тема пробивается косвенными путями. Так, можно думать, что столь важная для зрелого Бродского имперская тема в своих истоках связана с жизнью в бывшей столице Российской империи («Письма римскому другу», Новый мир № 12 стр. 161, 1987 год).

По своему характеру - это послание, философские обобщения, которые вечны. Они актуальны были и в Римской империи и в «империи СССР», размышления о вечных человеческих ценностях.

Для раннего Бродского характерны темы, связанные с динамикой: движение, дорога, борьба (за человеческое достоинство), надежда на то, что лучшее – впереди.

Поэтому несмотря на доминирование тревожных и даже трагических интонаций, поэзия раннего Бродского оказывает очищающее воздействие на читателей. Произведения этого периода еще сравнительно просты по своей форме, мелодичны. Наиболее значительное произведение этого периода – драматичная поэма «Шествие» (1961 год).

Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года. Поэтический мир Бродского как бы застывает: начинает преобладать темы конца, тупика, пустоты, немоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

 

Шей бездну мук,

Старайся, перебарщивай в усердии!

Но даже мысль о – как его?- бессмертье

Есть мысль об одиночестве мой друг.

 

Поэт много размышляет и пишет о смерти. Основной темой поэзии Бродского является любовь и смерть. Однако у Бродского мы не найдем любовной лирики в традиционном смысле, когда стихи являются непосредственным выражением любовного переживания, почти нереальным. («Любовь» стр.11 «Знамя» 1989 год).

Любовь нередко видится как бы через призму смерти, сама же смерть при этом оказывается весьма конкретной, материальной, близкой:

 

Это абсурд, вранье:

Череп, скелет, коса.

«Смерть придет, у нее

будут твои глаза»

 

В США, несмотря на кажущуюся удовлетворенность жизнью, Бродский во многих своих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце («Я входил вместо дикого зверя» стр. 53 «Русский язык и литература в учебных заведениях Украины» № 2).

Бродский создает свой поэтический язык, который не считается с общепринятыми нормами и на равных включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы, неологизмы и вульгарную лексику.

Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны (напоминает античный стих): если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 стихов (т.е. 3-4 четверостишия, то у Бродского обычно стихотворения100-200 и более стихов. Необычайно многословны и фразы Бродского: если средняя длина предложения в русской поэзии 2-4 стиха, то у Бродского нередко встречаются фразы в 20-30 и более стихов, тянущиеся из строфы в строфу. При этом синтаксис этих предложений нарочито усложнен обилием переносов и вставных конструкций; слова не признают границы стихов и даже строф, они как бы пытаются заполнить пустоту между ними.

Важен сам факт говорения, преодолевающего немоту и пустоту, важен, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова.

 

 

В Ковчег птенец

не возвратившись, докажет то, что

вся вера есть не более, чем почта

в один конец.

 

Поэт сравнивает свою деятельность со строительством  Вавилонской башни – башни слов, которая никогда не будет достроена.

Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти.

Литературоведы отмечают в поэзии Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности. Его считают наследником байронического сознания.

Ярким примером сказанного может служить его стихотворение «Осенний крик ястреба» (1975 год), насчитывающие 120 строк.

Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: «Эх, куда меня занесло!». Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки «смешанную с тревогой»: (Зачитать стихотворение «Осенний крик ястреба»)

 

…Он парит в голубом океане,

сомкнувши клюв,

с прижатой к животу …

когти в кулак, точно пальцы рук –

чуя каждым пером поддув

снизу, сверкая в ответ глазною

ягодою, держа на Юг,

к Рио-Гранде, в дельту,

в распаренную толпу

буков, прячущих мощное пение

травы, чьи лезвия остры,

гнездо, разбитую скорлупу,

в алую крапинку, запах, тени

брата или сестры.

 

Характерной особенностью Бродского является ориентация не только на русскую, но и на англоязычную традицию. Именно поэтому в своей Нобелевской лекции он называл учителями, наряду с Мандельштамом, Цветаевой и Ахматовой, Роберта Фроста и Уинстана Одена: «Я назвал лишь пятерых  - тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги хотя бы уже потому, что, не будь их, как человек и как писатель я бы стоил немногого: во всяком случае, я не стоял бы сегодня здесь …»

Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь если страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии.

 

Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве.

В эту пору – разгул Пинкертонам,

И себя настигаешь в любом естестве

По небрежности оттиска в оном.

За такие открытья не требуют мзды;     

   Тишина по всему околотку.

   Сколько света набилось в осколок звезды,

   На ночь глядя! Как беженцев в лодку.

   Не ослепил, смотри! Ты и сам сирота,

   Отщепенец, стервец вне закона.

   За душой, как ни шарь, ни черта. Изо рта –

   пар клубами, как профиль дракона.

 

Помолись лучше вслух, как второй Назорей,

За бредущих с дарами в обеих

Половинках земли самозванных царей

И за всех детей в колыбелях.

 

«Стансы городу» - один из высоких образцов русской лирики, в которой личное, общественное и общемировое спаяны так, как спаяны они в бытии каждого подлинного поэта.

 

Да не будет дано

Умерить мне вдали от тебя.

В голубиных горах,

Кривоногому мальчику вторя.

Да не будет дано

И тебе, облака торопя,

В темноте увидать

Мои слезы и жалкое горе.

Пусть меня отпоет

Хор воды и небес, и гранит

Пусть обнимет меня,

Пусть поглотит

Мой шаг вспоминая,

Пусть меня отпоет,

Пусть меня, беглеца, осенит

Белой ночью твоя

Неподвижная слава земная.

 

Все умолкнет  вокруг.

Только черный буксир закричит

Посредине реки,

Исступленно борясь с темнотою,

И летящая ночь

Эту бедную жизнь обручит

С красотою твоей

И с посмертной моей правотою.

                                                              1962 год, 2 июня

 

Таким образом, Бродский, разрабатывая традиционные темы русской поэзии находит в их освещении свое решение, свои, только ему свойственные эпитеты.

Поэт, по Бродскому, -  человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. В поэзии Бродского просматривается лирический герой, читатель следит за его судьбой, любуется им и ужасается тому, что с ним происходит. С этим, как всегда, связано представление о ценностях: они просматриваются не в жизни, а в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Творческая работа ученицы 6А класса

Леонтьевой Марии

 

КОВЕР-САМОЛЕТ

Фирмы «Волшебная нить» произведен по эскизам

Старика Хоттабыча

 

Руководство по эксплуатации

 

Использование ковра-самолета

 

            Ковер-самолет предназначен для поездок любой продолжительности. С его помощью вы можете легко и быстро добраться от Русалочьей лагуны во дворец Василисы Прекрасной.

Помните!!!

            Ни в коем случае не используйте ковер-самолет как летающую ступу!

           

Инструкция по уходу за ковром-самолетом

 

·        К каждому ковру-самолету вы должны приобрести набор «Почищу сам».

·        Выбивать ковер-самолет необходимо не реже, чем раз в сотню лет дубинкой Ильи Муромца.

·        Бахрому промывать настоем тины и мухоморов после каждой поездки.

·        Заправлять икрой жабьей и супом из поганок лесных, но лучше шерстью мохнатой вони (приобрести можно в Гнилом лесу).

·        После чистки сушить на всех семи ветрах посреди столбовой дороги.

·        Раз в 200 лет пропитывать бальзамом «Патронус». Рецепт приготовления есть в «Большой книге Целебных Бальзамов», которую можно приобрести у профессора Маромуха.

·        При появлении дыр, зашивать только нитью из сказки «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

 

                 Приятного пользования!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Брейн-ринг для пятиклассников

 

I. Приветствие команд

II. Представление визитки каждой команды

 

 

Чистая половина избы, комната, светелка (выполняют на карточках).

 

1. Дома в ту пору без дела

… … сидела

Перед зеркальцем своим …

Кто сидел?

 

2. Какие еще сказки вы знаете, где персонажем является злая мачеха? Назовите их. (называют по очереди).

 

3. Есть ли друзья у царевны в «Сказке о мертвой царевне …»? Назовите их.

 

4. Самоотверженный защитник царевны – как его звали?

 

5. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Назовите их.

           

6. Все вы знаете, что наша литература зарождалась еще в глубокой древности, со сказок, загадок, пословиц и поговорок. Все это мы называем – фольклор. Сейчас ваша задача  - показать, как хорошо вы знаете русские пословицы. Я называю первую часть пословицы – вы называете вторую. (Выполняют на карточках).

1)      Не спеши языком  - торопись делом.

2)      Сам пропадай, а товарища выручай.

3)      С кем поведешься, от того и наберешься.

4)      Глаза страшатся, а руки делают.

5)      Ученье – свет,  а неученье – тьма.

6)      По одежке встречают, а по уму провожают.

7)      Грамоте учиться – всегда пригодится.

8)      Птица красна пением, а человек умением.

9)      Семь раз отмерь  - один раз отрежь.

10) Любишь кататься – люби и саночки возить.

 

7. Конкурс загадок.

 

1)      Пришел волк, весь народ умолк,

Ясен сокол пришел, весь народ пошел. (День и ночь).

2)      Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце).

3)      Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его. (Ветер).

4)      Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь).

5)      На дворе горой, а в избе горой. (Лед или снег).

 

8. Конкурс скороговорок.

 

Шесть мышат в камыше шуршат.

Соломы воз возница вез.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

9. Узнай сказку.

 

1.      Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит – на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто и не думает: кому охота шею ломать! (Сивка-бурка).

2.      И тут же дал царь сыновьям новый приказ:

-         Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру! (Царевна-лягушка)

3.      Героиня какой сказки: из кубка пьет – не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила. Пошла плясать, махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. (Царевна-лягушка).

4.      «Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят. К утру совсем сожгло их в уголь. (Василиса Прекрасная).

5.      «Бедный император почти не мог вздохнуть, и ему казалось, что кто-то сидит у него на груди. Он приоткрыл глаза и увидел, что на груди у него сидела Смерть. Она надела на себя корону императора, забрала в одну руку его золотую саблю, а в другую – богатое знамя. Из складок бархатного балдахина выглядывали какие-то странные лица: одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были добрые и злые дела императора, смотревшие на него, в то время, как Смерть сидела у него на груди. (Соловей «Соловей» Г-Х. Андерсен).

10. «Кто это».

1)      Если кто-то заскучает, потеряет аппетит, пусть меня на чашку чая поскорее пригласит. Банку целую варенья съесть могу я без труда, а варенье настроенье повышает нам всегда. (Карлсон).

2)      Но тих был наш бивок открытый, кто пивер числил весь избитый. Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус. Какому событию посвящено это стихотворение, кто его автор? (М.Ю. Лермонтов. Войне 1812 года)

 

III. Подведение итогов. Награждение победителей.