Отключить рекламу
Создать сайт
Урок в 7 классе по «Программе 2100»

  Урок в 7 классе по «Программе 2100»

 

Тема. Российское государство к началу Нового времени:

 между Западом и Востоком.

 

Технологическая карта

 

 

Тема урока, план урока, возможная личностно-значимая проблема

Российское государство к началу Нового времени: между Западом и Востоком.

1.    Мировоззрение русских людей  XVI века.

2.    Государственная власть на рубеже  XV-XVI веков.

Личностно-значимая проблема: научиться вживаться в образ другого, уметь «встать на его место», рассуждать с его  точки зрения.

Форма урока

Комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично-поисковый метод. Проблемные вопросы:

1.    Как относились к своим соседям россияне XVI века? С твоей точки зрения, можно ли в современном мире так же относиться к своим соседям? А с точки зрения твоего предка из XVI века?

2.    Выдели основные задачи внешней политики российских государей на трёх разных направлениях. Какие из них можно назвать оправданными, справедливыми с точки зрения: жителя Российского государства XVI века, жителя соседнего с Россией государства XVI века, с твоей точки зрения – гражданина современной России?

Приёмы деятельности учителя

Проблемное изложение, эвристическая беседа, организация лабораторной и групповой работы учащихся, аналитическая беседа.

Развитие умений учащихся

Развитие картографических умений, самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с учебником, развитие толерантного отношения при работе в группах, самоанализ.

Основные понятия и термины

Опала, пищаль, деспотия.

Источники информации

Учебник, § 2. Карта «Россия в начале XVI века». Таблица. Образовательное пространство расширяется за счёт чтения научно-популярной и художественной литературы.

 

 

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся подводятся к выводу о том, что Россия начала XVI века располагалась между Востоком и Западом, была частью христианского мира, но считала себя единственной защитницей истинного православного христианства, наследницей Византийской империи. В её государственном устройстве и мировоззрении людей уживались черты, близкие как западной цивилизации, так и восточной.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к технологической карте

 

Урок начинается с проверки домашнего задания. Два человека пишут разминку, два человека пересказывают текст и два человека читают рассказ «Один день из жизни подданного Российского государства XVI века».

После этого обращаю внимание на то, что тема урока на доске не записана. Попробуйте определить её сами, прослушав следующие высказывания:

1.    «Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские» (А.П.Чехов).

2.    «У нас чужая голова, а убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова и азиатские поступки» (Н.Ф.Щербина).

Затем записывается тема урока. Учащиеся знакомятся с планом и проблемными заданиями. Затем проводится словарная работа:

Опала – наказание должностного лица, попавшего в немилость к государю…

Пищаль – русское название аркебузы.

Деспотия -

По первому пункту плана учитель использует проблемное изложение, рассказывая о мировоззрении русских людей XVI века. Примерный рассказ: Многие жители Российского государства считали, что их «Святую Русь» со всех сторон окружают враги-иноверцы. На севере – «поганые» (язычники), на востоке и юге – «басурмане» (мусульмане), на западе – христианские еретики «латиняне» (католики) и «лютеры» (протестанты). Все они считались в России людьми, погубившими свои души, и православный человек должен был во всем отличаться от них, даже своим внешним видом. Так, например, строго запрещалось брить бороду и стричь усы, носить короткий европейский камзол, татарскую тюбетейку (тафью) или турецкие шаровары.  В то же время российские государи причисляли себя к общехристианскому миру, хотя у Русской православной церкви были особенные обряды и правила и т.д.

Вопросы: Как относились к своим соседям россияне XVI века? С твоей точки зрения можно ли в современном мире так же относиться к своим соседям? А с точки зрения твоего предка XVI века?

По второму пункту плана используется аналитическая беседа, в ходе которой сравниваются государственное устройство России и Англии в начале XVI века.

Вопросы: Перечисли обычаи и порядки, которые ограничивали власть государя всея Руси. С помощью фактов определи и докажи, на что больше похоже Российское государство – на европейскую сословно-представительную монархию или на восточную деспотию?

По третьему пункту плана ребята работают самостоятельно, выделяя основные задачи внешней политики России в трёх разных направлениях: на западном, на восточном и на южном. В результате в тетради появляется следующая схема:

 

 

Задачи внешней политики:

Запад  (отвоевание всех древнерусских земель)

     Восток (подчинить зауральские сибирские племена)

    Юг (защита от крымских набегов)

Вопросы: Какие из этих задач можно назвать оправданными, справедливыми, а какие нет?(с разных позиций).

Подведение вывода по теме урока. Россия – Запад, или Россия – Восток?

 

 

 

Закрепление нового материала.

1.    Многие жители Российского государства считали, что их (Святую Русь) со всех сторон окружают враги-иноверцы. (да)

2.    Первым русским царём был Иван III. (нет)

3.    Великий князь утверждал законы, принимал иностранных гостей и вершил суд единолично. (нет)

4.    При Иване III и Василии III было отменено право бояр переезжать от одного государя к другому. (да)

5.    В форме правления Российского государства проглядывали черты сословно-представительной монархии, но одновременно власть государя всея Руси была похожа на власть восточных деспотов. (да)

6.    Основной задачей внешней политики России на западном направлении было расширение связи с Европой, а для этого необходимо было получить выход к портам Балтийского моря. (да)

7.    Москва в начале XVI века была объявлена Третьим Римом. (да)

8.    «Чёрными » землями называли те, с которых не нужно было нести государево тягло. (нет)

9.    Владельческие крестьяне могли в любое время уйти от своего хозяина и отправиться искать другую землю. (нет)

10.                      Решение о женитьбе и замужестве молодых людей принимали родители, сговариваясь между собой и подписывая специальную грамоту о приданом и свадьбе. (да)

Проверка заполнения теста.

Домашнее задание: 1. Прочитать параграф № 2, ответить на вопросы №№ 1,2.

2. Придумать к параграфу 10 вопросов и ответить на них.

3. Составить рассказ от лица россиянина XVI века, который приехал в Москву жаловаться на наместника своего уезда и за один день повстречал государева судью, воина-дворянина и иностранное посольство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz