Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

Модель системы сопровождения способных, одаренных, высокомотивированных школьников

 

 

 

Модель системы сопровождения способных, одаренных, высокомотивированных школьников

                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах   обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени.  Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.

В МБОУ«СШ №16» в результате выполнения подпрограммы «Одаренные дети» на 2014-2019г.г. сформирована определенная система работы с высокомотивированными  детьми, которая включает в себя:        

· работу по обновлению содержания образования, форм,  методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

· развитие творческих способностей  учащихся;

· предпрофильную  и профильную подготовку по отдельным предметам;

· формирование  нравственного и гражданского облика выпускника;

· научно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов.

Вместе с тем в работе  по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и  адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется  организации взаимодействия  с семьями одаренных  детей,  не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности

 

Цель:  создание условий  для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки   и сопровождения одаренных детей, их самореализации  в различных видах  деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  • совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и  сопровождения одарённых обучающихся;

§  проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
  • совершенствование системы дополнительного образования  образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;

§  подготовка и повышение квалификации кадров, работающих  с одаренными детьми;

§  совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

  • повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном  уровнях.

 

      Выявление  и  психолого-педагогическое сопровождение одаренных де­тей в условиях общеобразовательной школы

 

В настоящее время одаренность  определяется как способность к выдающимся дос­тижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Нами  выделяются следующие категории одаренных детей (рис. 1):

 

 

 

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей,  чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.

При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.

 

 

модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности

 

 

Расширение  единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации  в различных видах деятельности. В единой системе общего и дополнительного образования предполагается использовать следующие формы работы с одаренными детьми :

 

 

Формы работы с одаренными детьми

 

 

Направления  психолого-педагогического сопровождения:

·  Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;

·  Психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);

· Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;

· Охрана и укрепление здоровья;

· Поощрение учащихся.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

· формирование установок на здоровый образ жизни;

· профилактика школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки  здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).

Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе  разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся. 

Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Таким образом,  психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

 

 

Модель психолого-педагогического сопровождения  одаренных учащихся

 

 

В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

· непосредственно с ребенком;

· путем организация квалифицированной помощи педагогам;

· путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

Образовательная среда школы  будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

· подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

· психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической  поддержки обучающихся;

·  свободного выбора  профиля, уровня, вида творческого труда;

· комфортности   окружающей среды.

 

Построение модели выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную   личность

 

 

 Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ СШ №16 р.п. Заветы Ильича. скачать

 

Банк данных «Одарённые дети» МБОУ СОШ № 16 На 01.09.2016 г. Подробнее.

 

Банк данных педагогов МБОУ «СШ №16», подготовивших победителей и призеров олимпиад, конференций 2017-2018 учебный год. Подробнее.

 

      

Условиями  успешной работы с одаренными детьми являются:

 

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; 

 - создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

-  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;                                             - профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми.

       Необходимо признать, что наиболее важным является   последнее условие.   Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.

        Успешный учитель для одаренных —  прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником:

· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

            Таким образом, основными компонентами профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми,  являются :

 

 

Основные компоненты профессиональной квалификации педагога

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований :

 

 

Администрация школы должна направлять для работы в профильные классы, микрогруппы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов.

 

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми. 

 

 

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.

 В системе деятельности     школы  в данном направлении  в рамках проекта планируется:     

 

·                     создание целевой творческой группы;

·                      сознательное участие всех членов коллектива школы в реализации проекта;

·                     повышение профессионального мастерства через  курсовую подготовку и аттестацию, систему школьных  тематических семинаров, педсоветов, круглых столов, обобщение опыта педагогов;

·                     разработка критериев тестирования для выявления одаренных детей;

·                     систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме проекта;

·                     создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;

·                     установление творческих контактов с коллегами единомышленниками;

·                     стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.

 

 

Нормативно-правовая база:

 

Положение об ученической конференции МБОУ «СШ № 16». Подробнее.

 

Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ СОШ № 16. Подробнее.

 

Положение о программе развития МБОУ СОШ №16. Подробнее.

 

Положение об индивидуальном учёте результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрения учащихся, портфеле достижений учащихся, хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях МБОУ «СШ № 16» р.п. Заветы Ильича. Подробнее.

 

ПОРЯДОК поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Подробнее

 

Регламент проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады в соответствии с Положением о порядке проведения в МБОУ СОШ №16. Подробнее.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"