Модель системы сопровождения способных, одаренных, высокомотивированных школьников (обновленная)
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.
В МБОУ«СШ №16» в результате выполнения подпрограммы «Одаренные дети» на 2014-2019г.г. сформирована определенная система работы с высокомотивированными детьми, которая включает в себя:
· работу по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
· развитие творческих способностей учащихся;
· предпрофильную и профильную подготовку по отдельным предметам;
· формирование нравственного и гражданского облика выпускника;
· научно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов.
Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности
Цель: создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
§ проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
§ подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
§ совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
В настоящее время одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Нами выделяются следующие категории одаренных детей (рис. 1):
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности
Расширение единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации в различных видах деятельности. В единой системе общего и дополнительного образования предполагается использовать следующие формы работы с одаренными детьми :
Формы работы с одаренными детьми
Направления психолого-педагогического сопровождения:
· Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;
· Психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
· Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
· Охрана и укрепление здоровья;
· Поощрение учащихся.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
· формирование установок на здоровый образ жизни;
· профилактика школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.
Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся
В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
· непосредственно с ребенком;
· путем организация квалифицированной помощи педагогам;
· путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
· подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
· психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
· свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
· комфортности окружающей среды.
Построение модели выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность
Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ СШ №16 р.п. Заветы Ильича. скачать
Банк данных «Одарённые дети» МБОУ СОШ № 16 На 07.03.2019 г. Подробнее.
Банк данных педагогов МБОУ «СШ №16», подготовивших победителей и призеров олимпиад, конференций 2018-2019 учебный год. Подробнее.
План работы по подготовке к ВСОШ на региональный этап по экологии 2018-2019 учебный год Ученица 10 класса Кириленко Юлия Учитель биологии Землянская Елена Андреевна Подробнее
Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы. Подробнее
План работы с одарёнными детьми по биологии 2018-2019 учебный год Учитель биологии МБОУ «СШ № 16 » Землянская Е.А. Подробнее |
Условиями успешной работы с одаренными детьми являются:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы; - профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми.
Необходимо признать, что наиболее важным является последнее условие. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником:
· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Таким образом, основными компонентами профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, являются :
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований :
Администрация школы должна направлять для работы в профильные классы, микрогруппы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов.
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.
В системе деятельности школы в данном направлении в рамках проекта планируется:
· создание целевой творческой группы;
· сознательное участие всех членов коллектива школы в реализации проекта;
· повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, систему школьных тематических семинаров, педсоветов, круглых столов, обобщение опыта педагогов;
· разработка критериев тестирования для выявления одаренных детей;
· систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме проекта;
· создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
· установление творческих контактов с коллегами единомышленниками;
· стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.
Нормативно-правовая база:
Положение об ученической конференции МБОУ «СШ № 16». Подробнее.
Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ СОШ № 16. Подробнее.
Положение о программе развития МБОУ СОШ №16. Подробнее.
Положение об индивидуальном учёте результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрения учащихся, портфеле достижений учащихся, хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях МБОУ «СШ № 16» р.п. Заветы Ильича. Подробнее.
ПОРЯДОК поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Подробнее
Регламент проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады в соответствии с Положением о порядке проведения в МБОУ СОШ №16. Подробнее.