Модель системы сопровождения способных, одаренных, высокомотивированных школьников (обновленная)
                                                                                                                                                                                                                                           
 
 
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах   обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени.  Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.
В МБОУ«СШ №16» в результате выполнения подпрограммы «Одаренные дети» на 2014-2019г.г. сформирована определенная система работы с высокомотивированными  детьми, которая включает в себя:        
· работу по обновлению содержания образования, форм,  методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований; 
· развитие творческих способностей  учащихся;
· предпрофильную  и профильную подготовку по отдельным предметам;
· формирование  нравственного и гражданского облика выпускника;
· научно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов. 
Вместе с тем в работе  по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и  адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется  организации взаимодействия  с семьями одаренных  детей,  не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности
 
Цель:  создание условий  для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки   и сопровождения одаренных детей, их самореализации  в различных видах  деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
- совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и  сопровождения одарённых обучающихся; 
 
§  проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей; 
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий; 
 
- совершенствование системы дополнительного образования  образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
 
- совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;
 
§  подготовка и повышение квалификации кадров, работающих  с одаренными детьми; 
§  совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном  уровнях.
 
  
      Выявление  и  психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
 
В настоящее время одаренность  определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Нами  выделяются следующие категории одаренных детей (рис. 1): 
 

 
  
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей,  чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
При выявлении одаренных детей необходимо учитывать: 
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности; 
3) потенциальные возможности ребенка.
 
 
модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности 
 
  
Расширение  единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации  в различных видах деятельности. В единой системе общего и дополнительного образования предполагается использовать следующие формы работы с одаренными детьми :
 
 
Формы работы с одаренными детьми
 
  
Направления  психолого-педагогического сопровождения:
·  Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;
·  Психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
· Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
· Охрана и укрепление здоровья;
· Поощрение учащихся.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
· формирование установок на здоровый образ жизни;
· профилактика школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки  здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе  разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.  
Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом,  психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
 
 
Модель психолого-педагогического сопровождения  одаренных учащихся
 
  
В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
· непосредственно с ребенком;
· путем организация квалифицированной помощи педагогам;
· путем реализации помощи родителям одаренного ребенка. 
Образовательная среда школы  будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
· подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
· психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической  поддержки обучающихся; 
·  свободного выбора  профиля, уровня, вида творческого труда;
· комфортности   окружающей среды.
 
Построение модели выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную   личность
 
 
 Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ СШ №16 р.п. Заветы Ильича. скачать
 
  | 
 Банк данных «Одарённые дети» МБОУ СОШ № 16 На 07.03.2019 г. Подробнее. 
  
Банк данных педагогов МБОУ «СШ №16», подготовивших победителей и призеров олимпиад, конференций 2018-2019 учебный год. Подробнее. 
  
План работы по подготовке к ВСОШ на региональный этап по экологии 2018-2019 учебный год Ученица 10 класса Кириленко Юлия Учитель биологии Землянская Елена Андреевна Подробнее 
  
Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы. Подробнее 
  
План работы с одарёнными детьми по биологии 2018-2019 учебный год Учитель биологии МБОУ «СШ № 16 » Землянская Е.А. Подробнее  | 
 
       
Условиями  успешной работы с одаренными детьми являются:
 
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;  
 - создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми; 
-  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;                                             - профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми. 
       Необходимо признать, что наиболее важным является   последнее условие.   Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
        Успешный учитель для одаренных —  прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником: 
· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; 
· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; 
· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
            Таким образом, основными компонентами профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми,  являются :
 
  
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований : 
 

  
Администрация школы должна направлять для работы в профильные классы, микрогруппы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов.
 
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми. 
 
  
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. 
 В системе деятельности     школы  в данном направлении  в рамках проекта планируется:      
 
·                     создание целевой творческой группы;
·                      сознательное участие всех членов коллектива школы в реализации проекта;
·                     повышение профессионального мастерства через  курсовую подготовку и аттестацию, систему школьных  тематических семинаров, педсоветов, круглых столов, обобщение опыта педагогов;
·                     разработка критериев тестирования для выявления одаренных детей; 
·                     систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме проекта;
·                     создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
·                     установление творческих контактов с коллегами единомышленниками;
·                     стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.
 
 
Нормативно-правовая база:
 
Положение об ученической конференции МБОУ «СШ № 16». Подробнее.
 
Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ СОШ № 16. Подробнее.
 
Положение о программе развития МБОУ СОШ №16. Подробнее.
 
Положение об индивидуальном учёте результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрения учащихся, портфеле достижений учащихся, хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях МБОУ «СШ № 16» р.п. Заветы Ильича. Подробнее.
 
ПОРЯДОК поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Подробнее
 
Регламент проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады в соответствии с Положением о порядке проведения в МБОУ СОШ №16. Подробнее.